Сегодня у меня на обзоре TOHU. Игра, судя по титрам, создана разработчиками из СНГ, и я сразу готов заявить - эта игра, очередной посредственный шлак с кучей положительных отзывов в Steam.
Вообще, меня очень удивляет современное игровое сообщество, способное ставить высокие оценки игре чисто за "милоту", при этом никак не учитывая качество собственно игры. Ведь игры - это игровой процесс, а квесты, как правило - про качественные продуманные головоломки, глубокий сюжет или хорошее повествование.
Если в игре нет ни геймплея, ни повествования, то...это же не игра. TOHU, в свою очередь, находится где посередине.
Обзор TOHU
Сюжет у игры довольно таки прост, из разряда "Жили-были не тужили, и тут всё пошло наперекосяк". В местном мире, все существа живут на условных островах, планетах-рыбках. Мир целиком и полностью населён разными механическими существами, случается беда - священный двигатель, по видимому обеспечивающий все механизмы чем то важным, ломает неизвестное тёмное существо. Нашей главной задачей, на протяжении всей игры, будет сбор необходимых деталей для ремонта этого двигателя.
Как на зло - все нужные детальки разбросаны по другим мирам-рыбкам, и ни один из местных владельцев не готов отдавать нам запчасти за добренькие глаза, а потому - каждый из элементов придётся добыть хитростью и смекалкой, решая простенькие головоломки.
Главной "фишкой" игры является необходимость решать загадки с помощью двух форм нашей главной героини, то есть мы вольны превращаться из девочки в робота и обратно. Деваха умеет с болтать с людьми, взбираться на небольшие уступы и пролезать в мелкие дыры, а робот, в свою очередь, может таскать тяжёлые вещи. Идея звучит неплохо, считай что у вас как будто бы два персонажа вместо одного, однако по факту в игре данная механика требуется не так часто, как хотелось бы.
По геймплею, TOHU - классический вариант Point&Click квестов. То есть мы бродим по локациям, ищем разные предметы и применяем их в нужной последовательности. При этом, не стоит ожидать от игры чего-то типа той же Deponia, это скорее Fran Bow, или Creepy Tale. То есть все предметы, которые вы находите на локации чаще всего применяются именно на этой локации, за исключением пары моментов, где действительно нужны вещи из других лок.
Выглядит TOHU весьма и весьма недурно - сказывается неплохая работа художников. Местами видно, что игра просто пытается выделиться за счёт стиля, но это не так уж и часто бросается в глаза, хотя неприятные моменты в стиле всё же встречаются.
Взгляните на скрины:
Печальней всего дела обстоят с технической стороны - игра очень любит показывать белый текст на практически белом фоне, да и клики/действия порой попросту не срабатывают. Более того, в такой, казалось бы, простенькой игре, периодически проскакивают баги с исчезновением интерфейса. Игра у меня официальная, из Steam, и подобные баги я ловил, когда пытался действовать чуть быстрее, чем игра от меня требовала.
Думать в этой игре вовсе не обязательно, головоломки довольно таки примитивны, но иногда развлекают, когда приобретают форму мини-игры на пару минут. В случае, если вы играете в квесты исключительно в крайне угашенном состоянии, вам действительно может пригодиться руководство по прохождению, и я его написал в этой статье. Если вы угасились в процессе прохождения самой игры - я вас вполне понимаю, ибо геймдизайн в TOHU рассчитан на прохождение на расслабоне, не требуя от игрока никаких лишних навыков и серьёзных мыслей.
Игра крайне неспешна буквально во всём, при этом она довольно короткая. При желании TOHU можно легко пройти за часок-другой, при этом ~60% времени у вас займут не пропускаемые ролики и анимации.
Что понравилось
1. Действительно приятный арт-дизайн, хотя даже он уже довольно вторичен. Попытки сделать необычное обычным далеко не новы - взять хотя бы ту же Botanicula, и человек, который раньше не сталкивался с подобным стилем, возможно действительно удивится. Для меня же это скорее показатель лени, раз уж вы только этим и решили цеплять взрослеющих игроков.
Больше плюсов в игре я не заметил.
Что не понравилось
1. Unity уже давно зарекомендовал себя как движок для разработчиков, которые делают игры, в которые они сами никогда в жизни не захотели бы поиграть. Тут - тот же самый случай. Игру видимо делали выходцы из какого-нибудь Skillbox в рамках своего первого эксперимента - а потому куча потенциальных идей и механик в игре тупо не раскрыта, а то, что в итоге было сделано - сделано на отъебись, или просто "как сумели".
2. Искусственно затянутый геймплей. В этой игре ОЧЕНЬ долгие анимации буквально всего. Хотите пройти по лестнице? Ваш герой будет идти по лестнице 10 секунд. В "головоломке" требуется подняться на пару ступенек, или взобраться на какой то объект? Будьте добры каждую ступеньку прокликивать отдельно и наблюдать анимации нелепого подъёма, при том что после завершения анимации подъёма на 1 ступеньку существует пауза в ещё 2-3 секунды, прежде чем вы сможете отдать приказ к подъёму на следующую.
3. Сложность. Головоломки в игре где-то на уровне игр для домохозяек. Большую часть из них можно решить банальным методом тыка, а в некоторых головоломках и вовсе отсутствует какая-то логика, вам достаточно просто угадать правильный порядок чего-либо, т.к. на уровне нет никаких логических заверений о том, почему порядок именно такой, а не какой то ещё. Действительно, зачем напрягать людей, играющих в квесты, да ещё и бекграунд к загадкам придётся придумывать...
4. Сюжет. Когда в тебе в самом начале говорят о том, что в этом мире "рыбы-планеты", ты волей-неволей начинаешь считать, что в этом есть что то крутое, но уже после первой локации ты понимаешь, что в TOHU всё одноклеточное, и даже финальный "неожиданный поворот" игры ты скорее всего разгадаешь в первые 10 минут, что не удивительно, т.к. то, что игру делали "для галочки", чувствуется на протяжении всех проведённых в TOHU часов.
Итог
Честно говоря, игра в итоге довольно посредственная, и как игра, и как произведение искусства в целом. Да, они наняли неплохих художников и да, музыка и звуки в игре не так сильно раздражают. Однако, в целом, TOHU по качеству сюжета еле-еле дотягивает до игр по типу поиска предметов, а по качеству исполнения находится на уровне посредственных поделок на Unity.
Игру определённо делали чисто для будущего портфолио для устройства в какую-нибудь нормальную компанию, вот только нормальные компании не делают игры на Unity. Что уж говорить, если за три прохождения 1-2 часовой игры я умудрился словить 3 различных бага в такой маленькой игре, уже можно смело делать вывод - нормальные разработчики в данной игре не участвовали.
Было ли мне приятно её проходить? Нет. Было ли так отвратно, как тот же Fran Bow, или Creepy Tale 2? Тоже нет, всё же игра не столько плоха, чтобы быть полным отстоем, но и не так хороша, чтобы отложиться в памяти. И это совсем не середнячок, это скорее просто...поделка энтузиастов. TOHU - игра не о чём, сделанная никак, с помощью ничего (Unity).
Любой квест начала 2000-х, начиная от русских "Петьки и Василия Иваныча", заканчивая какими-нибудь недоквестами типа Fox Hunt куда качественней и интересней чем этот кастрированный, в понимании олдфагов, продукт. В те игры хотя бы вкладывали душу, тут же игру явно делали просто чтобы продать милоту. Отвратительный подход, которого я никогда не пойму.
Покупать не рекомендую, но если всё таки хочется пройти игру с достижениями, можете взять TOHU в моём магазине (ссылка наверху). Там Steam-ключик для TOHU стоит копейки.
Графика/Рисовка - 6 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Музыка - 5 ⭐⭐⭐⭐⭐
Сюжет - 3 ⭐⭐⭐
Геймплей - 4 ⭐⭐⭐⭐
TOHU - не самый плохой выбор, чтобы просто пройти очередной мини-квест за 1 вечер, но не стоит ждать от неё ничего хорошего.