На момент своего выхода, Prey сумела поделить игроков на два противоборствующих лагеря. Одни кричали "Игра хит!" "Лучшая игра 2017 года!", другие обвиняли игру во всех смертных грехах и ненавидели её настолько по-бесовски, что бросали прохождение спустя час игрового процесса. Молодое поколение геймеров и вовсе решили игру пропустить, подозреваю что дело в непопулярности франшизы, им же это так важно, хотя возможно дело в том что игра 18+. Причину такой раздробленности мнений вполне можно понять, я же в данной статье лишь выскажу своё мнение.
Однако, перед обзором считаю своим долгом немножечко рассказать о моём отношении к Arkane Studios. Лично у меня отношения к ней такие же спорные, как и мнения геймеров о Prey 2017 года. У компании определённо есть свой фирменный почерк и стиль. Всё игры студии - либо нишевые проекты, либо крепкие середнячки с интересными механиками. Я люблю Arkane Studios за Dark Messiah of M&M и ненавижу за серию игр Dishonored. Готов похвалить их за Arx Fatalis и в тоже время дать пинка за Wolfenstein: Youngblood и Deathloop.
Из за того, что компания меня то разочаровывает, то восхищает, я откладывал прохождение Prey до последнего. Уж очень мне не хотелось увидеть в ней очередной вариант Dishonored, благо что этого не произошло.
Обзор игры Prey (2017)
Думаю стоит начать обзор с развеивания мифов. Благодаря куче дублирующих друг друга обзоров от игроков, которые и шага в игре не сделали, вокруг Prey ходит куча неправильных слухов.
Развеивание мифов
Первый миф - Prey это настоящий Half Life 3. Этот слух в своё время пустили различные игровые издания, которые как правило для обзоров игру не проходят. На самом деле наша игра не имеет с халвой ничего общего, кроме разве что самого факта одиночной кампании. Жанр игры выполнен в одном из поджанров FPS - Immersive sim, предполагающий самостоятельный поиск решений, высокую интерактивность мира и много чего ещё. Некоторые элементы Immersive sim безусловно были в HalfLife, но ближайшие родственники Prey - Это Bioshock и Deus EX, причём от второго игра позаимствовала куда больше, чем у первого.
Второй миф - Prey это хоррор. Человек, который вам это говорит, не играл в Prey. Да, в первом трейлере игра действительно была очень похожа на хоррор. Более того, в первые часы игры встреча с любым противником действительно заставляет напрячься. Стоит вам разобраться в механике и враги начнут разбегаться в страхе, либо разлетаться на кусочки в секунды. Никакой "паранойи" в игре тоже нет, единственные враги, способные вызывать паранойю - мимики, довольно быстро перестают быть хоть какой то угрозой. Игра, безусловно, могла бы быть хорошим Sifi хоррором, но пошла совершенно иным путём.
Третий миф - Prey взрывает мозг. Так об игре отозвалась моя девушка и несколько её подруг. Все они проходили игру по отдельности, а свой тезис оправдывали тем, что игра якобы сильно запутывает игрока и вообще это всё какой то наркоманский трип. Лично я никаких таких ощущений не испытал, наоборот, игра довольно логична и последовательна. Возможно, если у вас крайне низкий игровой опыт или вы слишком впечатлительный человек, например такой, какими частенько прикидываются стримеры ради сбора донатов, игра действительно вам покажется какой то бредовой. Уверяю вас, дело лишь в том, что вам просто нужно перестать стримить и поиграть как нормальный человек, с погружением, тогда всё встанет на свои места.
Понравилось - сюжет и повествование
Завязка
Рассказывать о сюжете в Prey - страшно. Дело в том, что даже малейший намёк на развитие сюжета в данной игре способен сильно испортить вам ощущения от прохождения. Если после прочтения данной статьи вы решите попробовать пройти игру самостоятельно - настоятельно рекомендую не смотреть никаких роликов и обзоров сюжета, стоит глянуть разве что трейлеры.
Мы играем за персонажа по имени Морган. Будучи важной шишкой в организации, мы так же по совместительству являемся некой подопытной крысой. На нас испытывают некий революционный метод обучения - нейромоды, способные за секунды вшить в мозг любые навыки и умения. Любой человек, применив нейромод, может в лёт научиться мастерски программировать на Unity и начать делать донатные помойки. Перспектива крутая, но есть побочный эффект - при удалении нейромода стирается память и человек забывает всё то, что происходило с момента первой имплантации.
Морган день за днём тестирует нейромоды, каждый раз обнуляя память. За это время организация решает заняться разработкой нейромодов с внедрением способностей местных пришельцев - Тифонов. Он (или она) даже не подозревает, что с момента начала тестов уже прошли годы, а тестируемые им нейромоды теперь содержат в себе нечто столь чужеродное. Во время одного из таких тестов всё и идёт наперекосяк. Тифоны выбираются на свободу и разбегаются по всему комплексу.
Повествование
Мне очень понравилось, как всё грамотно выстроено в повествовании. Во время прохождения герой ни раз столкнётся с моральным выбором, но этот выбор никак не диктуется самой игрой. Тем временем, мир частично реагирует на ваши действия через диалоги с местными персонажами, меняется внешний вид комнат, появляются дополнительные задания, которых не было бы при иных обстоятельствах.
Вы просто путешествуете по огромному комплексу, с каждым заданием приоткрывая завесу тайны на происходящие события. За время прохождения я постоянно строил теории о происходящем, основываясь на полученной информации. Игре удавалось меня удивлять, а потому я сломя голову бегал и делал каждое из дополнительных квестов, иногда даже перепроходил их, дабы взглянуть на ситуацию с разных сторон или послушать разные комментарии от NPC на свои действия.
К слову, каждое действие в сюжетных и дополнительных квестах частично отразится в концовке, которая тут условно делится на плохую и хорошую. Забавно то, что благодаря грамотному погружению в мир, я умышленно старался помогать всем встречным-поперечным.
К сожалению, ближе к концу игры вся магия улетучивается благодаря некоторым сюжетным поворотам. Положительный эффект от всего пережитого до этого момента всё равно оставляет приятное послевкусие.
Русская озвучка в игре есть и она хороша. Оглядываясь на другие игры от Arkane Studios я переживал, что в игре будет куча бесполезного текста (привет Dishonored). В итоге - тексты и записки в игре всё же есть, но в отличии от Dishonored лично меня они не раздражали. В записках как правило просто хранятся пароли, а текстовое повествование выполнено в виде чтения писем на компах пользователей, что было интересно (как в Deus EX) ну и небольшой набор необязательных для прочтения книг.
Понравилось -вдумчивый геймплей
Не ведитесь на ложные ощущения от динамичного трейлера. Геймплей в Prey довольно далёк от классических FPS, хотя иногда вы действительно будете участвовать в динамичных перестрелках. При конкретной прокачке и конкретном стиле прохождения.
Боевая система
То, что оттягивает Prey от звания полноценного FPS это довольно маленькое количество врагов. Малая численность с лихвой компенсируется их потенциалом. Практически каждый враг без проблем отожрёт у вас какое-то количество здоровья, а оно в Prey автоматически не восстанавливается (ток чуть чуть). Соответственно, к каждому бою следует подходить с умом, особенно на ранних этапах.
В бою в ход идёт всё подряд - начиная от выстрелов в лоб и подрыва бочек, заканчивая заманиванием врагов на турели или швырянием в них окружающих предметов. Одна и та же схватка для героя может пройти с разными потерями боеприпасов и здоровья, а в игре все расходники на вес золота. Да, вы можете вылететь на врага и всадить 6 выстрелов дробью, но тогда вы потеряете 6 патронов, а потому лучше швырнуть в него рядом стоящий диван, сбить с ног и затыкать гаечным ключом. Вариаций ведения боя - много, враги иногда появляются на уже зачищенных локациях и сэкономить патроны как правило лучше, чем их потерять.
Упростить боевую систему (как и остальные аспекты игры), призваны нейромоды, который в Prey являются некой альтернативой скиллпоинтам. Ровно такая же система прокачки была в Deus Ex: human revolution, то есть мы находим/крафтим предмет, потом тратим его на развитие способностей. Боевые способности можно условно поделить на два типа - сверхъестественные и оружейные. Одни позволяют пользоваться местной псионической "магией", другие напрямую увеличивают потенциальный урон от огнестрельного и холодного оружия.
Прокачивая оружейную ветку мы превращаем игру в некое подобие боевика, благодаря чему к концу игры любой, даже самый серьёзный противник, превращается в мальчика для битья.
Прокачка псионных способностей открывает новые интересные механики, но по сути подразумевает прохождение в стелс-режиме. На самом деле никто не мешает вам вкачать вообще все ветки, однако сделать это за одно прохождение не получится - не хватит ресурсов. Есть новая игра +, в которой сохраняются прокачанные с прошлого прохождения навыки.
Основной геймплей
В основном, геймплей в Prey всё же медитативный, основной упор в игре сделан на исследование локаций. Ну, по крайней мере на первом прохождении. Что мне очень понравилось - в игре нет уровней и глав. Нам для исследования всегда доступна вся космическая станция, то есть даже в самом конце игры вы можете вернуться хоть в самое первое помещение. Благодаря такому подходу, бояться упустить на локации что-то важное не нужно. Эт самое то для перфекционистов.
Исследовать сами локации довольно интересно. Зачастую это не просто забег из точки А в пункт Б. Обыскивая мёртвые тела, изучая терминалы, герой не только обживается ресурсами, но и получает дополнительные задания, познаёт мир.
В любой момент можно вообще выйти в космос - за пределами станции своя атмосфера, но и там есть чего поискать. Реализация невесомости кстати вышла на славу, я уж не знаю как там по части реализма, но порой голова кружится знатно.
Крафт - ложка дёгтя
К сожалению, исследование локаций в Prey не всегда связано с чем то действительно интересным. Как я упоминал выше, на протяжении большей части игры мы испытываем серьёзную нехватку расходников, будь то патроны, аптечки или сами нейромоды. Разработчики из Arcane Studios нашли самый идиотский из способов растянуть игровой процесс - крафт. Создав искусственный дефицит патронов, разрабы наделили главного героя способностью разбирать найденный на локациях хлам с целью дальнейшего создания из него разных расходников. Спасибо что хоть строить нас тут не заставляют (привет Fallout 4), но собирать окурки, банановую кожуру и кучу другого мусора - придётся.
Вся эта куча мусора занимает приличное место в совсем не резиновом инвентаре. Для "разбора" вещей требуется найти на локации утилизатор, а для создания вещей - фабрикатор. И тот и другой может вполне себе вообще отсутствовать на локации, из за чего порой возникает неприятная дилемма - приходится выбрасывать неиспользуемое оружие, дабы донести до утилизатора очередной хлам в виде сгоревших жёстких дисков, проволок и других запчастей. При этом все утилизированные предметы разбиваются на составляющие типа пластика, органики, минералов и тд, и всё это тоже занимает в инвентаре место. Понятное дело, что к концу игры можно расширить инвентарь так, что проблем будет чуточку меньше. Но блть, на мой взгляд в Prey от этой механики можно было смело отказаться. Сделайте "серые" предметы автоматически распыляемыми и всё...но нет, увы.
У меня есть предположение, что данная механика - рудимент от ранних версий игры, возможно Prey 2017 года изначально планировался как рогалик или как выживалка, на это нам намекает режим выживания, в котором изнашивается оружие, появляется потребность утолять голод, а так же постоянно пополнять уровень кислорода во время путешествий по космосу. И то и другое довольно модное явление у подростков, но оно сильно бьёт по атмосфере игры. Не скажу, что сам процесс собирательства и поиска реагентов был для меня отторгающим, просто от него можно запросто было избавиться и игра от этого определённо бы выиграла.
Не понравилось - атмосфера в Prey
Многие обзорщики и критики расхвалили игру за прекрасную атмосферу, но у меня вопрос...О какой именно атмосфере они говорили? Не смотря на крутой сюжет, повествование и действительно классный эффект присутствия игрока в мире, в игре толком нет никакой атмосферы, по крайней мере я её не нашёл и не понял, как именно, по задумкам разработчиков, я должен был себя ощущать.
Дело в том, что благодаря механики крафта, в условиях постоянной нехватки патронов, места в инвентаре, единственной атмосферой в Prey становится атмосфера бомжа во враждебном мире. Если в начале игры это может быть и работает, то уже в середине возня по мусоркам в поисках припасов на новые нейромоды начинает немножечко раздражать. Я понимаю, что крафт чрезвычайно популярен у подрастающей аудитории, но не нужно добавлять его в игры, где он совершенно не нужен.
Графический стиль игры так же пагубно влияет на атмосферу. Сама по себе игра выглядит хорошо, графика в Prey тоже хорошая, но стиль явно выбивает из под игрока ощущение серьёзности происходящего. Тут, надо сказать, спасибо что не Dishonored, но всё равно...мультяшненько. Учитывая сеттинг игры и сложившуюся по сюжету ситуацию, игре явно не хватает крови и откровенности. Игра 18+, в чём проблема сделать жуткие на бумаге вещи действительно жуткими в самой игре.
Помимо графического стиля и лишней механики, атмосферу в игре портит, как это не странно, сюжет, точнее пара его моментов. Это не так критично, но скорее всего именно из этого сюжетного поворота мой интерес в конце игры стремился к нулю. Появилось стремление скорее закончить и глянуть концовку.
Техническое состояние
Prey хорошо оптимизирована и выдаёт приличную картинку. Первый раз проходил игру на Xbox Series X - там стабильные 60 FPS, всё хорошо, ну а про комп версию и так всё понятно.
Каких то критичных багов за два прохождения встречено не было. Иногда подтупляют враги, но они не проваливаются сквозь текстуры, скорее ведут себя нелогично. В одном из помещений встречался баг с отображением маркера по заданию, из за чего я пол часа бегал по туалету в поисках нужно объекта, а потом оказалось что данный объект вообще в другой части комплекса.
Поговаривают, что на ранних версиях билда на PC игра крошится в одном из вариантов концовки. Ну...у меня версия из Game Pass не крошилась. Либо не пиратьте, либо ищите более свежий билд.
ИМХО - стоит ли покупать Prey?
У игры определённо есть недостатки. Это уж точно не 10 из 10, но игра вполне заслуженно номинировалась на игру года и вполне заслуженно проиграла Wolfenstein 2: The new colossus в номинации "Лучший Action 2017".
Лично мне игра очень понравилась, первое прохождение заняло около 40 часов. Игра в меру сложная, на среднем уровне сложности играть самое то. При всех её недостатках, я излазил её вдоль и поперёк. Во время игры меня не покидало ощущение, что я играю в Deus Ex: Human Revolution, просто в другом сеттинге. При этом сеттинг то интересный, у пришельцев хороший лор, их интересно изучать. С сюжетом Prey мы, возможно, получили одну из самых прикольных идей о противостоянии человечества и чужеродных организмов, очень хочется продолжения, а ещё лучше - экранизации.
Игра есть в Game Pass, так что пощупать Prey можно и без покупки. Если решили прям купить на ПК - брать в Steam версию за 1300 нет смысла. Игра определённо стоит этих денег, но лучше купить Steam ключ тут, ибо гораздо дешевле. На данный момент, игру можно взять от 300 до 600 р. При этом, за такие деньги вы получаете реально хороший проект на 30+ часов неглупого и разнообразного геймплея, который, в отличии от современных трендовых продуктов, скорее всего оставит в вашей душе след на многие десятилетия.
Уверен, спустя 20 лет люди будут вспоминать этот Prey с той же теплотой, с которой я сейчас вспоминаю прошлый любимый проект студии Arcane - Dark messiah of M&M.
Графика - 7 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Музыка - 8 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Сюжет - 9 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Геймплей - 8 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Отличная игра для любителей качественного геймплея и атмосферы