На момент своего выхода в 2010 году Dragon age 2 ненавидели многие фанаты оригинальной Dragon age и других игр студи Bioware. Основной претензией олдов являлось то, что Dragon Age 2 слишком уж не похож на оригинал. Признаюсь, что я был в числе этих хейтеров, т.к. играл во все Baldurs gate, SW:Kotor вообще является одной из моих любимых игр. DA 2, после первой части, казалась мне сильно кастрированной в ролевых моментах и каждая попытка пройти её до конца захлебывалась на первых часах геймплея.
С тех пор прошло много лет. Мы увидели несколько Mass Effect-ов, DA: inquisition, а в конце 2021 года Microsoft порадовала нас патчем на 60 FPS для XBOX Series S/X. Что это, если не повод таки пощупать Dragon age 2 до конца?
Поскольку я, как всегда, опаздываю в обзорах (этот обзор выходит спустя 11 лет после релиза игры), обзор будет строиться по принципу плюсы-минусы-вердикт.
Обзор Dragon age 2 - сюжет
Главный герой - беженец из Ферендена, разорённого Мором в Dragon age: Origins. Он, или она, вместе со своей семьёй, бежит от порождений тьмы в поисках лучшей жизни и нового дома.
Наша мать когда то принадлежала к аристократии и даже имела честь владеть собственностью в портовом городе Киркволл. Туда мы, собственно, и бежим. В зависимости от пола главного персонажа, в процессе побега выживает либо наша сестра, либо брат. Оба товарища существенно повлияют на повествование и геймплей в первой части игры и, в зависимости от нашего выбора, могут поучаствовать в концовке.
Прибыв в Киркволл нам сразу дают понять, что нам тут не рады. Беженцев, скрывающихся в Киркволе от Мора - куча. Так, нам придётся доказать свою пользу (или вред) городу, который нас приютил. Мы - обычный житель Киркволла, который и будет решать его судьбу. И это довольно сильно расходится с масштабным сюжетом из Dragon age: Origins, где мы были надеждой всех рас и единственным светочем в борьбе с Мором.
После полного прохождения игры могу сказать так - сюжет весьма неплох, однако скомкан настолько плотно, что каждые 10 минут в игре происходит что-то, что пытается вас впечатлить. Повествование странное, большая часть проблем вызывает фейспалмы. Естественно, мы напрямую влияем на исход ключевых событий, однако данные события порой не слишком.... правдоподобны что ли. Данную "Фишку" Dragon age 2 я рассмотрю чуть дальше, в плюсах и минусах. Это очень важно.
Плюсы и минусы Dragon age 2
Первый плюс - боевая система
Боевая система в Dragon age 2 - это как раз тот момент, на котором любители классически х RPG от Bioware полностью отказывались играть в DA 2. Как оказалось, не всё так плохо =) Да, действительно, по сравнению с Origins боевая система претерпела значительные изменения. Теперь она динамична, тактические бои с паузой плавно отходят на второй план.
Могу сказать так - если вы НЕ играете за лучника или танка, то боевая система в DA2 будет для вас скорее плюсом, чем минусом.
Что мы помним о боевой системе из DA origins? Враги умирают долго, каждого из них приходилось ковырять, иногда по несколько минут. Создавалось впечатление, что у героя в руках не легендарный меч, а ложка, которой он бьёт по лбу супостата в попытках довести здоровье врага до нуля. В Dragon age 2 такое тоже есть, но не так много. Игра частично перешла от механики раундов к Action-механике.
Теперь вы свободно перемещаетесь по полю боя. Можете уклоняться от атак врага, как в каких-нибудь слешерах, можете самостоятельно подбегать к врагу и прожимать те или иные способности, или, если вы маг, можно удобно кастовать заклинания по площади.
Поначалу, данная механика вводит в ступор, но, если вы не танк и не лучница... Игра превращается в довольно прикольную RPG/Слешер. Врагов очень много, как правило они нападают волнами по 5-10 человек, из за чего каждый бой превращается в хорошую такую резню. При этом нельзя сказать, что боевая система глупа и не требует тактики. На среднем уровне сложности мне приходилось переигрывать некоторые бои по несколько раз и активно пользоваться тактической паузой.
Решение разработчиков сделать систему боя активной, а не раундовой, мне понятна, она должна была нивелировать первый минус игры.
Первый минус - скудные локации
Локации в Dragon age 2 - это просто кошмар. Дело в том, что на протяжении всей игры вас вынуждают путешествовать по уже посещённым местам. Будь то подземелье, берег, шахта, город, от самого начала, до самого конца, вы будете бегать по тем же самым местам, с той же самой географией и картой.
Большая часть локаций в игре повторяется. Меняется, разве что, точка входа в локацию и некоторые двери вдруг становятся открытыми, хотя при первом прохождении этой локи они были заперты. При этом, разработчики даже не удосужились нарисовать разные карты, чтобы нам хотя бы казалось, что мы посещаем разные места. Вот, на скрине, абсолютно запертая дверь, а на мини-карте указано, что там есть проход
И да, при повторном посещении локации эта дверь действительно будет открыта, но будут закрыты те двери, в которые вы входили в первый раз. И так - повсюду, это очень бесит при исследовании локаций в Dragon age 2.
Всему этому безобразию есть вполне логичное объяснение. Подозреваю, что дело в том, что в погоне за графоном, разрабы попросту не смогли впихнуть текстуры РАЗНЫХ подземелий на болванку для Xbox 360. Учитывая неплохие текстуры, количество сюжетных сцен, озвученных диалогов и прочего контента в игре, мне вполне себе верится, что больше локаций на диск объемом в 8.5 GB Bioware попросту не смогла впихнуть на один диск.
Поэтому мы...имеем то что имеем. Увы. Единственное, что не вызывает желания дропнуть игру при виде очередного точного такого же подземелья - боевая система. Она как раз не даёт заскучать. Каждая локация наполнена врагами настолько плотно, что порой возникает ощущение, будто вы производите геноцид местного населения.
Второй плюс - сюжет
Как то раз, моя девушка села рядом и 30 минут наблюдала, как я играю в Dragon age 2. Её комментарий после увиденного - "нихера себе сколько тут всего происходит". За 30 минут я успел развязать войну, переспать с двумя спутниками, поругаться с другими, решить конфликт в возникшей войне и вернуться домой на "дела семейные".
И правда, количество событий на квадратный метр в Dragon age 2 превышает все мыслимые пределы. Это выгодно отличает DA2 от той же Инквизиции, где паузы в сюжетном повествовании могут превышать часов 10. Пока в инквизиции мы шароебимся по бесконечно пустому миру в поисках травок и сундуков, в DA2 практически каждый квест несёт в себе крошку лора или просто погружает в атмосферу.
Безусловно, в DA 2 полно и действительно мусорных квестов, которые к основному сюжету совсем не имеют отношения. Отчасти, они сильно портят впечатление об игре, в основном потому, что требуют от нас посетить те же самые локации, что и раньше, читай подай-принеси. Приходишь на локацию - убиваешь врагов - возвращаешься и толком ничего не получаешь. Мусорные квесты упираются в первый минус о скудных локациях.
Второй минус - система перемещений
Я понятия не имею, какой гений решил, что бежать через всю локацию чтобы сдать квест, не имеющий отношения к главному сюжету это хорошая идея.
Первое прохождение Dragon age 2 у меня заняло ~ 50 часов и я убеждён, что большая часть этого времени пришлась на тупую беготню на сдачу квестов, либо на их получение и потом сдачу. Увы, но дизайн уровней не является сильной стороной игры, хотя эту проблему можно было решить простым способом. Просто дайте возможность игроку в любое мирное время перемещаться по глобальной карте. Без этой функции вам придётся пробегать по несколько кварталов просто потому, что нужно сдать квест. Порой данный ритуал по сдаче квестов усыпляет, ведь ничего не происходит. И ладно бы при сдаче квестов что-либо происходило, но нет, чаще всего вам просто дадут награду и всё. И да, бегите обратно до точки выхода на глобальную карту. Не весело!
Третий плюс - спутники
В отличии от той же Инквизиции, спутники в Dragon Age 2 удались. Время было не то. Поэтому! Абсолютно все спутники, независимо от пола и расы, красавицы и красавцы. Довольны будут как мужчины, играющие за женщин, так и женщины, играющие за мужиков.
Никто не остался в обиде. По классике, с каждым из спутников можно не только замутить роман, но и отправиться с ним на опасное приключение по личному квесту. В отличии от Dragon age Origins, спутники во второй части не так часто встревают в разговоры. Более того, вам теперь вовсе не обязательно принимать их сторону ради романтической линии. Частично отказались от идеи подарков, они в игре всё ещё есть, но теперь нам не нужно решать, кому подарить тот или иной предмет - достаточно просто прийти в жилище спутника и активировать сценку с подарком.
В зависимости от того, нравятся ли спутнику ваши решения, будет зависеть лишь баф, который он получит в итоге. Играли на постоянных рамсах с капитаном стражи? Она получит бонус к урону. Поддерживали её и всячески задабривали? Получите другой баф, и так с каждым спутником.
Некоторые из спутников правда могут помереть или покинуть группу по иным причинам, если вы всё же совсем плохо к ним относились, либо избрали неверный, исключающий их путь по сюжету, но всё это не так страшно.
Как и во всех остальных аспектах - в системе спутников в DA2 тоже присутствуют свои изъяны. Например, вы не можете полностью одевать сопартийцев, для них доступны лишь некоторые ячейки снаряжения.
Практически каждый из спутников в Dragon age 2 - настоящий генератор проблем. Тут Bioware повеселились на славу - моральных дилемм и неоднозначных решений придётся принять немало.
Третий минус - однообразные квесты и маги крови
Данный минус я выделил только потому, что плюсов было три. На самом деле, это не так уж сильно бросается в глаза, однако..
В процессе посещения локаций, вы будете находить особые предметы. У этих предметов есть своя история, но в первой части игры большая часть этих предметов существует лишь для того, чтобы вы отнесли их к владельцу. Откуда ваш герой узнал, кому возвращать утерянный предмет? Почему мне приходится бежать и отдавать их... хз. Периодически это всё же вызывает фейспалм.
На вашей карте отображается маячок, вы тратите время, бежите до квестового NPC и... ГГ говорит "Ой, вы это потеряли? Я нашёл". NPC отвечает - "Збс что нашёл, вот тебе 50 серебряных монет". На этом всё. Подобное "приключение" и последующая награда вызывает недоумение и чувство впустую потраченного времени.
Большая часть квестов в Dragon age 2 посвящена борьбе храмовников с магами крови. Кто не в курсе - магия в Dragon age несёт демоническое происхождение. Большая часть школ магии безвредна для самого мага, однако магия крови - табу, так как буквально призывает демонов в настоящий мир и порабощает душу и тело мага.
Не смотря на то, что ЕДИНСТВЕННОЕ, что требуется от магов - не обращаться к магии крови, по какой то причине практически все маги в Dragon age 2 обращаются к ней и потом обижаются на плохое к ним отношение. Из этого постоянно вспыхивают конфликты и вы раз за разом будете наблюдать якобы важную сцену, которой по факту можно было бы избежать, не будь эти маги настолько беспечными. За всю игру вы устроите настоящий геноцид магического населения мира Dragon age и каждый раз будете бить себя по лицу наблюдая очередного свихнувшегося мага.
Dragon age 2 в сравнении с Dragon age inquisition
Спустя 10 лет Dragon age 2 смотрится и играется куда лучше чем Dragon age inquisition. Я сейчас скажу страшное. Играя в DA2 я периодически ловил себя на мысли, что играю в Star wars: Knights of the old republic.
А что? Тут есть практически все механики из KOTOR. Ограниченные локации, зрелищная боёвка, влияние ваших решений на сюжетные повороты и куча моральных дилемм.
После прохождения инквизиции, с её страшнющими персонажами и размытым геймплеем, DA2 ощущается как глоток свежего воздуха.
На качестве игры положительно сказывается и практически полное отсутствие фем-повесточки, и всех уже за долбавшего открытого мира с набором активностей. После инквизиции - сплошная радость, вам больше не нужно пылесосить открытый мир в поисках травок и минералов - достаточно найти какой то реагент один раз и вы сразу можете его использовать. В Dragon age 2 вам не нужно бегать за кабанчиками по заданиям типа "принеси 10 шкур за +1 к репутации".
Из за того, что геймплей не растягивается на исследование пустого открытого мира, у меня не возникало ощущений что я просто играю в какую то ммо без людей, наоборот, играя в DA2 ощущается что постоянно заняты чем то полезным и интересным. Да, некоторые квесты может не так завлекают, зато развлечёт боевая система, а выполненный квест повлияет на некоторые события в игре.
Вердикт
В сравнении с современной игровой индустрией (по состоянию на 2021 год), Dragon age 2 является показательной, хорошей игрой, способной доставить огромное удовольствие даже любителям классических ролевых игр.
Минусов у игры предостаточно, но у современных игр этих минусов куда больше. Если у вас стоит вопрос, пропускать ли эту часть саги, откиньте его, удалите инквизицию и лучше пройдите именно DA2.
Сейчас игру в Steam, ровно как Microsoft Store, можно купить за копейки и она точно окупит каждый вложенный рубль. Повторюсь, после патча от 15 ноября 2021 года игра на Xbox Series S/X идёт в 60 FPS, что является неплохим стимулом пройти игру, если вы ранее её пропустили.
Первое прохождение игры заняло у меня порядка 50 часов. Второе прохождение - около 25 часов. Тот факт что я вообще решился на второе прохождение столь продолжительной игры, я думаю, говорит о многом. Мне было очень интересно глянуть на все ключевые события с другой стороны. DLC не проходил, по ничего не могу сказать.
Графика - 7 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Музыка - 8 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Сюжет - 8 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Геймплей - 8 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Игра однозначно стоит внимания