Creaks =) Кек... Игра от разработчиков, подаривших нам Machinarium, Botanicula, Samorost и другие, крайне недорогие, но уникальные в своём роде квесты.
Лично мне, Machinarium никогда не нравился, в основном из за выбранного движка. В качестве движка там использовался...Flash =) Но! Flash в то время позволял делать "практически полноценные" игры. Вот такой для меня Machinarium и была - практически игра, хотя для классического point-and-click квеста флеша вполне хватало. Из всех игр студии мне больше всего понравилась именно Botanicula, т.к. там действительно был свой уникальный стиль.
Ну, а что Creaks? Как и другие игры студии "Amanita Design", Creaks отхватила кучу не самых престижных, но всё же наград. В Steam и на метакритике целая куча положительных отзывов, где юзеры хвалят Creaks за какую то атмосферу, графику и музыкальное сопровождение. Некоторые пользователи даже умудряются сравнивать Creaks с Limbo по геймплейным и атмосферным моментам. Люди, которые это делают...Кто вы?
Другие статьи про Creaks:
- ИМХО обзор Creaks - Игровая посредственность
- Прохождение квеста Creaks, с подсказками, скринами и видео
Коротко про сюжет в Creaks
В отличии от прошлых игр студии, сюжет в Creaks - чисто для галочки. Мы играем за безымянного слабенького мужчину, живущего в каком то сарае с нестабильным светом и отклеивающимися обоями.
Очередное отключение света привело к интересным последствиям. В попытках в очередной раз приклеить обоину наш главный герой обнаруживает в стене загадочный люк. Коль света нет и, видимо, делать нечего - герой берёт фонарь и лезет в кроличью нору. Всё как обычно идёт не по плану, герой попадает в местную мрачную страну чудес, в которой стрёмная железная кошка терроризирует разваливающийся птичий городок.
Сам городок при этом наполнен довольно странными тварями, которые способны ваншотнуть неосторожного героя, но...не обременены интеллектом. В процессе прохождения мы повстречаем не только новых врагов, но и друзей из того самого птичьего народа. Кто они такие, что за напасть, что за монстры и тд. игра не рассказывает. Совсем.
В игре нет никаких диалогов, все герои общаются как в типичной хуинди на хуюнити - жестами. Некоторым играм таки удаётся порой раскрыть персонажей без диалогов, в Creaks, к сожалению, этого не происходит.
Про геймплей
Разработчики из Amanita Design на этот раз решили отойти от классических Point-and-click квестов. Геймплейно Creaks - это просто набор уровней-головоломок с нарастающей сложностью. Журношлюшки, обозвавшие Creaks наследником Limbo, явно не играли в игру дальше вступления.
Да, игра выглядит как платформер, однако наш герой не умеет ничего, кроме как лазить по лестницам и ходить вперёд-назад. Даже прыгать он не умеет, разве что может перепрыгнуть небольшое препятствие, участвующее в головоломке.
Исходя из ограниченных возможностей персонажа, игру логичнее сравнивать с "Shove It!", игрой про грузчика и ящики, на Sega =). Серьёзно, я прошёл Creaks от начала и до конца, и каждый раз у меня складывалась именно эта аналогия.
Структура уровней всегда +- одинакова. Есть точка входа в локацию и точка выхода. На пути к выходу вас ждут головоломки среднего уровня сложности. По большей части, для решения головоломки требуется в выполнить те или иные действия в строго определённой последовательности. Для кого-то это может быть плюсом, но, лично я очень люблю экспериментировать =). Большая часть других, нормальных квестов, дают такую возможность. В Creaks решение любой головоломки требует чуть ли не ювелирного подхода с пошаговым решением.
Дело в том, что многие враги в игре передвигаются вместе с самим персонажем. Нечто похожее мы уже видали в каком-нибудь Braid. Такие загадки приводят к тому, что один неверный шаг в сторону может захерить решение всей головоломки. Конечно, саму загадку оно не сломает, но зачастую проще начать уровень заново, нежели разгребать собственные ошибки. Но, в целом, всё не так страшно.
Большую часть головоломок всё равно можно решить методом тыка, даже не разбираясь в вопросе. Нет в Creaks таких задачек, решение которых приходится обдумывать бессонными ночами. Это печально, в игре совершенно отсутствует ощущение радости от решённой головоломки.
Про движок, графику и музыку
Разработчики из Amanita Design никогда не гнались за технологиями, старались всё сделать бюджетненько. Ровно так же вышло и тут. Раньше они делали игры на флеше, для Creaks выбрали другой недорогой движок - Unity. И тут понеслась...
Игра плотно зажата в ограничения Unity. Движения персонажей - картон, количество анимаций любого объекта по ценности тянет на бюджет в виде двух банок пива. Такую анимацию в Unity сходу научится делать любой желающий в первые пару дней изучения движка. Просто стыд и позор. Забудьте про пропуски роликов, сохранения в конкретных местах, какой-либо интерфейс и прочие "ненужные" по мнению разработчиков плюшки из хороших игр. В Creaks полный набор любой игры на данном движке, в какую не ткни в рамках жанра - они все будут ровно такими же.
Тем не менее, визуально игра выглядит...неплохо, но петь игре дифирамбы уж точно не стоит. Видно, что задники и объекты отрисованы вручную, без использования бесплатных ассетов, чем обычно грешат бедные разработчики. Сама рисовка выполнена в знакомом стиле, прямиком из Машинариума. Что-то вроде набросков карандашей и кисти. Игру, вероятно, пытались оформить как хоррор, в итоге получилось, что самое страшное в Creaks - вездесущие тёмные тона и звуки.
Звук в игре откровенно говоря отталкивает, причём практически во всех аспектах игры - с самого начала и до самого конца, разработчики будто испражняются в ваши уши и ржут, приговаривая "да да чел, ты это купил!". Лично я не понимаю, как можно настолько не любить своё творение, чтобы озвучить игру настолько паршивыми звуками. Для того, чтобы оценить музыкальное сопровождение игры, предлагаю просто послушать мелодию, которую вы получите в результате обнаружения местных секретиков:
Имхо это не звук, а просто мусор. Порой, на некоторых уровнях всё же встречаются достойные композиции, но, их не так много и...остальная озвучка в игре всё же остаётся и портит все впечатления.
Вердикт
После прохождения всей игры (~3-4 часа), отношение к Creaks - нейтральное. Она как пустое, бездушное чучело, которое почему то забыли набить чем то интересным, чтобы оно цепляло. К игре мне не хотелось возвращаться, не хотелось окунаться в этот совсем непродуманный, пустой и глупенький мир.
Что понравилось:
1. Местами Creaks – действительно изобретательная головоломка. По факту, это единственное, что мне приглянулось во всей игре. На этом из плюсов больше я ничего выделить не могу.
Что не понравилось:
1. Unity. Мысли о том, что разрабы могли сделать лучше, если бы не использовали этот движок, вгоняют меня в уныние. Остальные минусы Creaks, на мой взгляд, так же выходят из минусов самого Unity, а именно:
2. Топорная «бумажная» анимация;
3. Отвратительное, неприятное музыкальное сопровождение. Оно могло бы сыграть на руку атмосфере игры, если бы саму игру и её сюжет не делали на Unity;
4. Практически полное отсутствие нормального, внятного сюжета и сам способ повествования. Впечатлиться такой «работой» может разве что игрок, ранее не прикасавшийся к игровой индустрии. Что это за монстр? Как и чем он живёт? Что за птицы? Разрабы решили – по**й, просто примите как должное - оно тут живёт.
5. Игра меня не развлекла. Лично я не увидел ни одной интересной идеи, ни одного интересного решения. Для игры, которая наделала столько шума у «верхнего интернета», в ней, имхо, слишком мало индивидуальности и творческих похвал в Creaks заслуживает только человек, ответственный за загадки.
6. Creaks проходится "на автомате", не создавая так нужного нам ощущения успеха. Единственной наградой за прохождение уровня является...ещё один уровень. И так до самого конца, головоломка за головоломкой, без интересного сюжета, геймплейных моментов, юмора и... души.
Если бы Creaks вышел сразу же, после Machinarium, его бы признали на уровне «очередная поделка от Alavar». Но, поскольку мы живём в век игровой импотенции, Creaks получает кучу наград, на мой взгляд, совершенно их не заслуживая. Такие игры в 2000-х считались вершиной ленивого отношения разработчиков к своему продукту. Исходя из всего вышесказанного, к покупке не рекомендую.
Графика/Рисовка - 5 ⭐⭐⭐⭐⭐
Музыка - 3 ⭐⭐⭐
Сюжет - 4 ⭐⭐⭐⭐
Геймплей - 5 ⭐⭐⭐⭐⭐
К покупке не рекомендую.