Disgaea 4 Complete+ добралась таки до рынка PC и вышла в Steam. Ранее я играл в Disgaea 4 только на эмуляторе PS3, тогда я не прошёл её до конца и как то не особо она мне полюбилась.
С выходом игры на я попросту не мог её проигнорировать. Наиграв 60 часов я прошёл наверное через все слои ненависти и злобы, но каждый раз давал игре шанс, не может же Disgaea быть плохой?
Сюжет и геймплей
Сюжетно это всё та же наша любимая Disgaea, с её одновременно абсурдным и продуманным миром.
Под наше управление на этот раз попадает вампир Valvatorez. Как и у всех персонажей вселенной Disgaea, у него свои бзики. Во-первых, он терпеть не может нарушать свои обещания, что в свою очередь сыграло с ним злую шутку.
Во время войны ада с миром людей, Valvatorez пообещал одной милой девушке больше не пить кровь других людей. В обмен на это, девушка обязалась не сопротивляться и быть его личным "донором" крови, проблема в том, что эта девушка умерла. Пытаясь не нарушить своего обещания, Valvatorez перешёл на особую диету и стал кушать только сардины. Силы его ослабли, но он всё ещё жив и теперь работает инструктором для новоприбывших Prinny.
Всё идёт наперекосяк, когда наш вампир даёт обещание выдать каждому Prinny по сардинке в конце обучения, но их тут же похищают. Нарушать обещания нельзя! Персонаж в компании своего дворецкого отправляется на поиски пропавших Prinny, а мы наблюдаем смешную и интересную историю о политике, любви и вере.
С сюжетом в Disgaea 4 полный порядок!
По геймплею игра не претерпела особых изменений - это задротская тактическая стратегия с элементами RPG. Мы проходим сюжет, затем мчимся качать персонажей, вещи, открываем новые режимы и даём звездюлей боссам 9999 уровня. Однако игра в Disgaea 4, в отличии от других частей серии, почему-то не доставляет мне удовольствия. Скорее всего дело, в нововведениях.
Обзор нововведений Disgaea 4
Игру в первую очередь хочется сравнивать с Disgaea 3, поскольку именно от неё в игре столько ненужных на мой взгляд механик, от которых поспешили избавиться уже в следующей, 5 части игры.
Evil symbols.
Оно же - постройка базы. У нас есть карта, на которой мы вольны размещать разного рода здания, с разными бонусами. У каждого здания свой радиус влияния, потому верное расположение строений в игре становится отдельным элементом геймплея, их нужно разместить так, чтобы радиус захватывал как можно больше персонажей. К этому режиму у меня куча вопросов, обучение в игре не даёт полного описания всех функций на глобальной карте. Отсутствие в свободном доступе Strategy Guide на Disgaea 4 только усугубляет ситуацию. Если у кого-то есть скан этой волшебной книжки - пожалуйста пришлите на it@shadani.ru.
Модернизированный MagiChange и Fusion
Два монстра теперь могут объединиться с большого монстра, при этом увеличивается радиус их способностей, иногда это полезно. Гигантский монстр так же может стать гигантским оружием в руках гуманоида, что намекает на упрощение прокачки гуманоидов, но...как бы не так. Об этом ниже.
Персонаж гуманоид так же может "взять в руки" двух разных монстров, и даже двух гигантских монстров потаскать разрешают. Практического применения этому я до сих пор не нашёл, ток пара плюсов - все участники этой содомии получают опыт, плюс гуманоид получает право ударить два раза за ход.
Chara World
Перекочевал из третьей части игры и был преобразован в некоторое подобие Item World. Зачем? А затем, что персонажи теперь крайне ограничены в используемых скиллах и их приходится учить через Chara World у других персонажей. Всё бы ничего, если бы полезных скиллов в игре была море, но по сути весь Chara World скатывается в расширение области влияния Evil symbols и наследование всем персонажам-гуманоидам одного и того же скилла - Big bang. Ну и по традиции, Chara World позволяет поднять % характеристик персонажа до 300%.
Навыки владения оружием
По сравнению с прошлыми частями, у персонажей отобрали навыки владения оружием. То есть больше нет какой то резкой привязки к конкретному типу оружия, именно так это скорее всего смотрелось в головах разработчиков. Да, эти навыки больше не нужно развивать, но по факту сделано это только ради того, чтобы дополнительно простимулировать народ задрачивать Chara World, дабы унаследовать нужный скилл у другого персонажа.
Знающие люди почему-то наоборот этому рады. Говорят мол без привязки к навыку оружия персонажи теперь без проблем меняют главную характеристику в зависимости от надетой экипировки. Мол главный перс - Valvatorez - с мечом у него урон от способности зависит от ATK, а дай ему посох - будет зависеть от INT. Ну и зачем....Я хз почему это кому-то нравится.
Educational Coaching
Теперь захват монстров с помощью базовой панели стал обязательным для прохождения на 100%. После захвата монстра мы его чутка пытаем в специальной Discipline Room, он выдаёт нам инфу где искать редкий сундук. Всё ради того, чтобы получить все части пиратского корабля в конце. Ах да...
Пиратский корабль и обратное пиратство
В Disgea 4 нам позволяют собрать свой пиратский корабль "из частей", получаемых в ходе поиска сокровищ из прошлого пункта. На этом корабле мы вольны отправиться на штурм Item World в роли пиратов. Нахуа? Да просто потому, что самых редких Innocents (типа statistican) в Disgaea 4 теперь можно получить только таким путём.
Онлайн-функции
Вероятно именно онлайн-функции в Disgaea 4 стали причиной тому, как я отношусь к игре. Онлайн режим можно отключить, но многие функции в игре притянуты за уши именно к нему. Что мы имеем:
- Магазинчик доната. Да, это единственная игра в серии, в которой попытались продавать людям бустеры на опыт и ману;
- Еженедельные квесты. На мой взгляд, это единственное неплохое применение сетевой составляющей Disgaea 4. Задачи меняются раз в неделю, награда выдаётся в виде очков в зависимости от занятого в ладдере места. Очки можно потратить на покупку Innocents или на экипировку;
- В голосованиях сената теперь могут участвовать персонажи других игроков, зачем это сделано - не понятно, разве что иногда за участие твоих персонажей приходят небольшие подарки;
- Можно нарисовать свою карту, чтобы другие игроки в неё поиграли и оценили. Учитывая кучу ограничений при создании своих карт - опять же неясно зачем это надо;
- Свой пиратский корабль можно отправлять в атаку на других игроков, тоже неясно зачем.
Бесит и раздражает!
На мой взгляд, у игры есть какая то проблема с геймдизайном. Disgaea 4 словно специально сделана так, что бы вызвать у вас как можно больше раздражения в процессе прокачки и прохождения. Возможно отчасти это та самая незримая нить, которая тянется от введённых в игру бустеров на опыт. Разработчики умышленно превращают первые 10-20 часов игры в уныние, то тут то там вставляя игроку палки в колёса.
Это касается вообще всего:
- Каждый уровень кампании всегда завален негативными по отношению к вам гео-символами;
- Враги расставлены таким образом, чтобы вы ни в коем случае не могли ударить по ним всем одновременно;
- Неудобство в уничтожении врагов в этой части ведёт к существенному замедлению игрового процесса и прогресса. Довольно быстрый доступ к Cheat Shop, позволяющему повысить получаемый опыт и ману в ущерб деньгами проблему не решает - её всё равно мало;
- У персонажей попросту отобрали большинство массовых абилок. Точнее они есть, но сначала задрочи Chara World, чтобы получить возможность эффективно качаться хотя бы одному гуманоиду;
- Все предназначенные для быстрой прокачки локации требуют дополнительных, совершенно не нужных действий, вроде постоянных бросков гео-символов. Чёрт подери, вы эту локацию сделали чтобы я зашёл в неё 10000 раз в процессе прокачки, так вы ещё и замедляете этот процесс! Кроме того, монстры на этих локациях тоже стоят как попало, мешая их просто шотнуть.
Вердикт
Да, Disgaea никогда не была игрой с супер быстрой прокачкой, у каждой части были свои проблемы в той или иной мере. Просто именно в Disgaea 4 уровень дискомфорта на мой взгляд доведён до абсурда, куда не глянь - везде и всегда что-то тебе мешает.
Мои друзья до сих спорят со мной по поводу описанных минусов, мы до сих пор не пришли к соглашению. Disgaea 4 - определённо не худшая из частей, худшей я наверное назову Disgaea 3. Тут есть хороший сюжет и проблема с прокачкой на деле тоже решается, просто путь до этого решения настолько тернистый и неприятный, что портит мне общее впечатление об игре.